Практическое значение выполнения указанных действий очевидны и заключаются в том, что они:

 

  1. Облегчат работу адвоката при составлении финансовых, статистических и других отчетов.
  2. Будут незаменимы при составлении актов выполненных работ, особенно, если была проведена работа по оказанию юридической помощи юридическому лицу.
  3. Помогут проанализировать в хронологической последовательности уже выполненную работу и наметить дальнейшие действия  в рамках принятого поручения.

По мере составления документов – искового заявления или отзыва на него, ходатайств, запросов и т.д., все они должны прикладываться к адвокатскому производству.

В производстве также должны находиться копии полученных от доверителей и/или иных источников документов.


  1. Не рекомендуется принимать от доверителей и хранить у себя подлинники документов.

Однако не следует забывать, что в силу требований статьи 101 ГПК  суд работает  именно с  подлинниками документов, которые после засвидетельствования судом верности их копий и вступления решения в законную силу,  возвращаются сторонам.

Исключение составляют некоторых  категорий дел, к примеру, по делам о расторжении брака  – свидетельство о заключении брака; о взыскании  долга по договору займа – долговой документ и ряд других,  возврату не подлежат и хранятся в материалах дела.

В случае невозможности  участия доверителя в процессе, который мог бы лично предъявить суду подлинник документа, обязанность его предъявления  возлагается на адвоката-представителя.

В связи с этим, крайне важно при получении от доверителя документов в подлиннике и возврате их ему обратно, отразить данный факт письменно (акт приема-передачи) с указанием перечня документов, даты получения и даты возврата с проставлением подписей сторон Договора об оказании юридической помощи.

Хранить подлинники документов необходимо в адвокатском производстве,  т.к. оно обеспечивает сохранность адвокатской тайны и является гарантией предотвращения доступа к информации  со стороны третьих лиц.


  1. Ознакомление с материалами дела всегда должно завершаться фиксацией полученной информации с помощью технических средств, либо изложением в конспективном виде на бумажном носителе.

Во втором случае целесообразен следующий порядок фиксирования информации:

л.д. №     Определение о подготовке дела к судебному разбирательству.

дата

л.д. №      Наименование документа, его краткое содержание.

дата

При этом целесообразно разделить  лист бумаги по вертикали.

В правой части записывается информация из материалов дела, а в левой – делаются аналитические записи по поводу полученной информации. Это могут быть  обнаруженные ошибки (с точки зрения адвоката), неточности, погрешности в судебных документах или высказано полное несогласие с ними по причине их незаконности и/или необоснованности.

Необходимо проанализировать представленные противной стороной документы с точки зрения соответствия их форме и содержанию, предъявляемых к данному виду документов, и в правой части листа сделать отметку:

  • о необходимости выяснения в ходе судебного разбирательства того или иного момента;
  • составление перечня вопросов, которые следует задать фигурантам дела;
  • изложить свои предполагаемые действия в будущем по доказыванию либо опровержению определенных фактов и многое другое.

  1. Для полноценной реализации права на принесение замечаний на протокол судебного заседания, предусмотренных статьями 284, 285 ГПК РК, адвокат-представитель должен вести свой рабочий протокол судебного заседания и фиксировать в нем ход ведения процесса.

Замечания на протокол судебного заседания, поданные адвокатом-представителем, с просьбой о приобщении их к материалам дела и удостоверении правильности замечаний, должны найти отражение в адвокатском производстве.

С учетом новелл ГПК Республики Казахстан в части ведения краткого протокола судебного заседания и фиксации процесса с помощью  аудио- и/или видеозаписи  и наделением сторон правом ознакомления и принесения на них замечаний, значение ведения личного рабочего протокола возрастает.

Задача адвоката-представителя в том, чтобы с помощью своих записей убедиться в отсутствии монтажа аудио и/или видеозаписи.


  1. Подведение итогов участия адвоката-представителя в гражданском процессе  производится на этапе его выступление в прениях сторон.

Для того, чтобы привлечь внимание суда и произнести убедительную речь, адвокату важно продумать, что сказать, и в какой последовательности изложить материал.

Усилить эффективность воздействия речи поможет четкая композиция и определенная лингвистическая организация текста.

Речь адвоката в суде будет логична, убедительна, точна и правильна  только при условии тщательной  подготовки к ее составлению.

Тест выступления в прениях сторон – неотъемлемая часть адвокатского производства.

Составление полного текста выступлений (или их тезисов) в прениях сторон целесообразно еще и потому, что практически по каждому делу суд просит представить их на бумажном носителе и в электронном виде.

Кроме того, тест выступлений в прениях сторон, содержащий полный анализ правовой ситуации и доказательственной базы – основа для составления в последующем жалоб на судебный акт и/или возражений на жалобы, поданные оппонентами.


  1. В случае получения по делу отрицательного результата или неполного удовлетворения требований и, при отказе доверителя от обжалования судебного акта, желательно этот отказ оформить письменно и вложить в адвокатское досье.

  1. В адвокатском производстве должны находиться судебные документы или их копии, постановленные судом на разных этапах процесса и на различных его стадиях.

  1. Порядок расположения документов в адвокатском производстве определяется самим адвокатом.

Также на его усмотрение остается вопрос о составлении/не составлении описи документов, имеющихся в производстве.