201624.11
0

Экспертный форум по уголовному правосудию.


С 16 по 18 ноября 2016 года в г. Ташкенте в сотрудничестве Республики Узбекистан с полевыми миссиями ОБСЕ в Центральной Азии, Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности при поддержке «Международной Тюремной реформы» прошел Шестой Экспертный Форум по уголовному правосудию для стран Центральной Азии.

Начиная с 2008 года, Экспертный Форум собирает ведущих экспертов и политиков в целях обсуждения и обмена опытом по последним реформам, тенденциям и инициативам в сфере уголовного правосудия, касающимся: политики назначения наказаний; институциональной и функциональных реформ пенитенциарных систем; сделок о признании вины и иных форм упрощенного производства; реформ постсоветской системы классификации правонарушений; модернизации систем досудебного расследования в рамках уголовного производства; альтернатив предварительному заключению во время уголовного производства; расследований, уголовного преследования и вынесения судебных решений по правонарушениям, связанным с наркотиками; уголовного преследования за террористические преступления и гендерного равенства в системе уголовного правосудия  в странах Центральной Азии.

В ходе Шестого Экспертного Форума по уголовному правосудию были заслушаны и обсуждены выступления представителей официальных делегаций Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и выступления международных экспертов. Также участники Форума смогли присутствовать и в дополнительных мероприятиях: «Противодействие побудительным мотивам для применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания» и «Независимость адвокатов в Центральной Азии». О практике использования современных систем ИКТ в уголовном судопроизводстве подробно рассказали Арман Жукенов, председатель Сарыаркинского районного суда г. Астаны и госпожа Мерит Кылварт, советник Министерства юстиции Республики Эстония.

Особую значимость в связи с предоставлением подробной информации о процедурах уголовного судопроизводства, практике назначения наказаний и пенитенциарных системах в США, Англии, Франции, Германии, Испании и Грузии представляли выступления г-на Роба Аллена (консультанта по уголовному правосудию и тюремным учреждениям, соучредителя «Justice and Prisons» («Правосудие и тюрьмы») и г-на Стивена Теймана, почетного профессора права Университета Сент-Луиса.

Активное участие в Шестом Экспертном Форуме по уголовному правосудию приняли исполнительный директор Республиканской коллегии адвокатов – Сергей Сизинцев, председатель Президиума Актюбинской областной коллегии адвокатов – Раиса Якубенко, адвокаты Алматинской городской коллегии адвокатов Жангазы Кунсеркин и Лейла Рамазанова.

Казахстанские адвокаты совместно с адвокатами Кыргызстана и Туркменистана также имели возможность посетить официальное трехэтажное здание палаты адвокатов Узбекистана.

Как выяснилось в ходе участия в Форуме, казахстанская адвокатура является самой независимой на территории Центральной Азии.

Впервые Экспертный Форум по уголовному правосудию в странах Центральной Азии проводился в Республике Узбекистан (ранее дважды проводился в Казахстане, дважды в Кыргыстане и единожды в Таджикистане).

Следует отметить и о политической воле, направленной на внесение позитивных законодательных изменений в Республике Узбекистан. Так, 21 октября 2016 года исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев издал Указ «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» (пожалуйста, пройдите по ссылке: http://www.mfa.uz/ru/press/library/2016/10/8948/).

Согласно вышеназванному Указу, основными приоритетами государственной политики в сфере дальнейшего реформирования судебно-правовой системы определены обеспечение подлинной независимости судебной власти, надежной защиты прав и свобод граждан, а также повышение уровня доступа к правосудию.

whatsapp-image-2016-11-23-at-16-27-15

В качестве важнейших задач судебных, правоохранительных и контролирующих органов по реализации основных приоритетов государственной политики, названы:

  • обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти и принципа неотвратимости ответственности за вмешательство в деятельность по отправлению правосудия;
  • незамедлительное принятие необходимых мер по фактам посягательств, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан;
  • своевременное разрешение обращений физических и юридических лиц, обеспечение неотвратимости ответственности, вплоть до уголовной, за допущение фактов волокиты и безразличного отношения к рассмотрению обращений, а также принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав;
  • обеспечение открытости и прозрачности деятельности, широкое применение эффективных механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и населением;
  • планирование и организация деятельности на основе комплексного анализа итогов работы, направленного, прежде всего, на выявление и устранение причин и условий системных нарушений путем совершенствования правоприменительной практики и действующего законодательства;
  • усиление ведомственного контроля по предупреждению, профилактике и пресечению злоупотреблений и других правонарушений среди работников, обеспечение неукоснительного соблюдения правил этического поведения;
  • совершенствование системы приема на работу на основе прозрачного конкурсного отбора кадров, обладающих высокими морально-волевыми и профессиональными качествами, способных обеспечить выполнение возложенных задач и эффективную реализацию осуществляемых реформ;
  • внедрение передовых научно-технических средств и информационно-коммуникационных технологий, современных форм и методов организации работы, направленных на повышение эффективности деятельности, а также обеспечение безусловного соблюдения прав и законных интересов граждан.

whatsapp-image-2016-11-23-at-16-27-14

Установлено, что с 01 апреля 2017 года:

  • упраздняется уголовное наказание в виде ареста с расширением применения альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы;
  • срок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, сокращается с 72 до 48 часов;
  • предельный срок применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия сокращается с 1 года до 7 месяцев;
  • право выдачи санкции на арест почтово-телеграфных отправлений и на производство эксгумации передается судам;
  • судам предоставляется право применять альтернативные меры пресечения при отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
  • отменяется институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования с внедрением механизмов восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства;
  • срок пересмотра судебного решения по гражданскому делу в порядке надзора сокращается с 3 лет до 1 года;
  • упраздняется институт рассмотрения судами областного уровня уголовных и гражданских дел в порядке надзора с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора;
  • исключаются дублирующие полномочия Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан по рассмотрению дел в порядке надзора;
  • Верховному Суду Республики Узбекистан передаются функции и полномочия органов юстиции в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции;
  • В системе хозяйственных судов создаются региональные апелляционные суды.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.